Помним такой…Эти воспоминания о нашем университете к юбилейной дате, 75- летию, писала Нелли Анатольевна Воронцова - старейший работник Гидромета, настоящий профессионал, преподаватель кафедры русского языка. Она очень радовалась предстоящему празднику и мечтала встретить его вместе со всеми, готовилась, подбирала интересный материал для своих воспоминаний в юбилейный университетский сборник. Удивительно, но Нелли Анатольевна и наш университет – ровесники, им обоим по 75 лет… Так случилось, что 1 мая 2005 года нашей Нелли не стало… Поэтому ее воспоминания о работе в нашем университете в окончательной редакции переплелись с нашими воспоминаниями о ней самой. Да и как же иначе: представить себе преподавателя Воронцову без участия в педагогической и студенческой жизни просто невозможно, ведь общий стаж ее работы, нет, ее жизни в университете больше 42-х лет. В своих воспоминаниях она тепло отзывалась о каждом, с кем связывала ее работа. Давайте вместе с ней вспомним, как все начиналось…Первого сентября 1963 года маленькая, хрупкая, светловолосая и голубоглазая Нелли Воронцова пришла в Ленинградский гидрометеорологический институт на должность ассистента кафедры русского языка для иностранцев. В это время в институте уже два года функционировал подготовительный факультет для иностранных учащихся. Тогда Нелли Анатольевне было всего 28 лет, но, несмотря на необычайную хрупкость, в этой маленькой женщине жил могучий дух организатора, неунывающего вдохновителя, тонкого педагога. Она, как герой сказки Андерсена - стойкий оловянный солдатик, своим беззаветным служением и любовью к своему делу безжалостно разрушала все стереотипные представления о том, что один в поле не воин, своя рубашка ближе к телу, моя хата с краю, работа не волк, в лес не убежит. Нелли Анатольевна стала для кафедры и для студентов борцом и воином, наставником и защитником. Именно эти качества очень быстро выдвинули ее на должность заместителя, а затем и декана подготовительного факультета для иностранных граждан, на котором в то время обучалось около 200 студентов из стран Азии и Африки. Деканом подфака в то время был А.А.Самохин, доцент кафедры гидрологии суши, и Нелли Анатольевна с 1 января 1964 года стала его заместителем. Она вспоминала, что в тот период на основных факультетах гидрометеорологического института обучались 52 студента из Болгарии, Венгрии, Монголии, Китая и стран Африки, а наш подготовительный факультет готовил студентов для вузов технического профиля по всему СССР. Институт тогда размещался в одном здании, в нынешнем первом корпусе на Малооохтинском проспекте, 98. И общежитие было всего одно - и для советских студентов, и для иностранных. Те живо погружались в языковую среду, потому что жили в одной комнате по 6 человек: трое иностранцев, трое советских студентов. Нелли Анатольевна с удовольствием вспоминала об этом романтическом времени, об ощущении единства. Как-то раз она сказала, что не может припомнить грустных лиц ни преподавателей, ни студентов. Ректором института в этот период был А.П.Морозов. Учебные часы в институте тогда начинались в 9 утра, занятия шли в две смены. Однако, несмотря на большое количество студентов, была идеальная чистота в здании, на территории института и в общежитии. Заведующим учебной частью в институте был О.В.Неелов, порядок в расписании учебных часов был железным, по-военному четким, не было случаев, чтобы аудитории не были подготовлены для занятий. Это еще был тот, советский период истории нашей страны, поэтому Нелли Анатольевна не могла не написать о том, что одной из главных обязанностей преподавателя, работающего с иностранными студентами, была идеологическая работа. Такие идеолого-просветительские задачи могли решать только яркие, колоритные личности, высокообразованные, душевно щедрые люди. Это заведующая кафедрой О.А.Шевцова, преподаватели О.И.Можавева, Э.Н.Израелит, Г.А.Плотник, Н.Ф.Повенчук, Л.А.Вознесенская, А.А.Пурышева и другие. Нелли Анатольевна вместе с ними учила иностранных студентов любить Советский Союз, воспитывала друзей нашей страны со всего мира. Она обладала редчайшим даром видеть хорошее во всем и учила этому других. Мы уверены, что благодаря таким педагогам агрессивности в мире было меньше. Уверены, все студенты Нелли Анатольевны сохранили в памяти светлые годы советского студенчества. Трудно сейчас подсчитать, сколько студентов изучали русский язык на ее практических занятиях, скольким она дала путевку в жизнь. В воспоминаниях Нелли Анатольевны нет места пессимизму и унынию. Такие личности привыкли быть первопроходцами, пионерами, пахать по целине. Так, например, при образовании факультета на молодой кафедре русского языка при подготовительном факультете не было никакого методического обеспечения: учебников, пособий, программ, лингафонных курсов. Все было создано с нуля: написаны первые учебники и учебные пособия, разработана методология контрольных работ, экзаменов, лабораторных занятий в лингафонном кабинете. Удивительно, но техническое оснащение учебных курсов на практических занятиях в тот период применялось гораздо шире, чем сейчас, в век компьютеров! К личности преподавателя тогда предъявлялись очень высокие требования. Преподаватель русского языка для иностранных граждан должен был уметь делать все: преподавать, писать стихи, петь, танцевать, делать театральные постановки, проводить олимпиады по предметам, рисовать, играть на музыкальных инструментах. Отбор как в театральный вуз! Эти качества необходимы, и Нелли Анатольевна увлеченно рассказывала в своих воспоминаниях о том, как готовились интернациональные вечера дружбы, вечера знакомств. В подготовке не было никакого формализма, все делалось от души. На вечере «В гостях у русского языка» иностранные студенты во весь голос распевали русские частушки, песни, демонстрировали знание русских пословиц и поговорок, водили хороводы, исполняли кадрили в национальных русских костюмах. Каждое иностранное землячество в свою очередь готовило свой национальный вечер, представляло на нем национальную культуру своей страны. Вечера проводились часто, регулярно, приурочивались к национальным праздникам тех стран, откуда приехали студенты, поэтому представление о том, что такое межкультурная, международная коммуникация студенты получали на практике. На подготовительном факультете царила интернациональная атмосфера, студенты знали о событиях, которые происходили в их странах, в странах соучеников. Нелли Анатольевна вспоминала, что тяжелые времена начала Китайской культурной революции все преподаватели переживали со своими учениками. Она помнит, как китайских студентов, обучавшихся в СССР, отзывали, не дав окончить вузы. Прощальный вечер китайского землячества проходил в нашем Гидромете. Нелли Анатольевна пишет, какая тревога была разлита в воздухе: ведь никто - ни провожавшие преподаватели, ни уезжавшие на родину студенты - не знал о том, что будет с ними там, в Китае... В последний раз все вместе хором спели: Русский с китайцем братья навек, Светит единство народов и рас. Плечи расправил большой человек, С нами шагает простой человек… Сталин и Мао слушают нас: Москва-Пекин, Москва – Пекин! Идут, идут вперед народы За светлый мир, за прочный мир За равенство свободы. А потом приходили страшные известия о гибели тех, кто учился в СССР. Жизнь преподавателя вообще так тесно переплетена с жизнью учеников, что Нелли Анатольевна даже события городской жизни тех лет вспоминала через призму интернационального студенчества. Так, например, она описывает строительство моста Александра Невского. Для института это было радостным событием, потому как существенно облегчало городские коммуникации, потому что сообщение между правым и левым берегами Невы было очень плохо налажено, а станций метро «Площадь Александра Невского» и «Новочеркасская» здесь еще не было и в помине, и вот, наконец-то, мост! В начале учебного 1964 года преподаватели кафедры и представители иностранного деканата поехали встречать новых иностранных студентов, приехавших учиться на подготовительный факультет. Благополучно встретив студентов, автобус подъехал к новому мосту Александра Невского, и тут выясняется, что торжественное открытие движения по мосту будет осуществлено только 7 ноября, в день празднования очередной годовщины Октябрьской революции! Через Неву студентов и преподавателей переправляли на лодках, «Нева была бурлива и гневна», лил дождь, ветер гнал волны, «была в Неве высокая вода и наводненья в городе боялись». Но до берега все добрались благополучно, хотя все были мокрые и замерзшие. В сентябре 1965 года было построено новое здание подготовительного факультета при Ленинградском Политехническом институте им. М.И.Калинина на площади Мужества. Здание было большое, студенты теперь жили и учились в одном корпусе. На верхних этажах располагались комнаты общежития, а на двух нижних – учебные классы, кафедры, учебная часть, деканат, лингафонные кабинеты, столовая. Деканом нового подготовительного факультета стал В.Г.Лесиус, который очень хотел, чтобы Нелли Анатольевна с ее огромным опытом работы перешла к нему работать его заместителем, но институт, по словам Нелли Анатольевны, не отпустил ее. О причинах этого Нелли Анатольевна ничего не пишет, но, читая между строк, можно понять, что в связи с реструктуризацией подфака и кадровой перестановкой все пришлось начинать с нуля. Уже во второй раз! Опустел подготовительный факультет при Гидромете, не шумела больше разноязыкая толпа, гулко стало в коридорах, пусто, грустно. Кафедра русского языка, на которой работало больше 30 человек, сократилась до маленькой секции при кафедре иностранных языков, и состояла из трех преподавателей: Е.В.Письяукова, заведующая секцией, лаборант О.И. Егорова и Н.А.Воронцова. Но постепенно все мало-помалу восстановилось. Иностранные студенты, окончив подготовительный факультет при Политехническом университете, пришли на первые курсы на океанологический, гидрологический и метеорологический факультеты. Нелли Анатольевна начала работать со студентами с Кубы, из Вьетнама, Афганистана, Африки, Латинской Америки. Многие из них оставались потом в аспирантуре и в качестве экзамена по иностранному языку для кандидатского минимума сдавали русский язык. Кроме того, министерство стало направлять в Гидромет аспирантов по соответствующим специальностям с нулевым знанием русского языка. Такие аспиранты год изучали только русский язык по 30 часов в неделю, а потом уже занимались своей диссертацией параллельно с занятиями русским языком. Нелли Анатольевна вспоминает, какой гордостью наполнялась ее душа, когда ее бывшие ученики поднимались на кафедры для защиты кандидатских диссертаций. Языковая подготовка аспирантов была столь высока, что только самый легкий акцент, цвет кожи или разрез глаз выдавали в аспиранте молодого иностранного ученого. С 1965 года Нелли Анатольевна стала деканом по работе с иностранными учащимися и в этой должности проработала 20 лет. Административная работа имеет свою специфику: проблемы, конфликты. Нелли Анатольевна умело обходила все подводные рифы этой нелегкой должности. Она очень тепло отзывается о ректорах нашего вуза: В.Г.Морачевском, Ю.П.Доронине, Д.Л.Лайхтмане, Л.Г.Кочурине, О.А.Алекине и многих других, поскольку всех их связывало общее дело. Под научным руководством этих известных профессоров иностранные студенты, обучающиеся в нашем университете, стали в своих странах руководителями крупных производств, ректорами институтов и университетов, возглавили министерства. Подготовительный факультет, хотя и переехал в Политехнический университет, оставил в Гидромете добрые традиции – студенческая жизнь била ключом. Нелли Анатольевна создала интерклуб и интерсовет. Это были органы студенческого самоуправления. Студенты-иностранцы самостоятельно налаживали связи со своими землячествами, посольствами, консульствами, курировали успеваемость, подтягивали друг друга по различным предметам, готовили прекрасные научные доклады на конференции в Ленинградский и Московский университеты. Нелли Анатольевна пишет, что одна никогда бы не справилась с таким объемом работы, но всегда на помощь приходили коллеги. С большой теплотой отзывалась она в своих воспоминаниях о преподавателях кафедры марксизма-ленинизма А.И. Белогородском, С.Е.Шнеерсоне, начальнике учебного отдела О.В.Неелове. Они объединились и создали в институте «университет культуры». В актовом зале по инициативе этих замечательных людей ежемесячно проводились концерты с участием известных артистов, проводились творческие вечера поэтов, писателей. Иностранные студенты-выпускники тех лет помнят время своей учебы здесь. Они звонят из многих стран мира и поздравляют со всеми существующими праздниками «нашу декану». В 1980 году секция русского языка для иностранных студентов при кафедре иностранных языков вновь обрела свой прежний статус – стала кафедрой русского языка для иностранцев, самостоятельным подразделением вуза. Возглавила кафедру А.Л.Максимова. Времена во второй половине 80-х годов резко изменились, поэтому А.Л.Максимова положила начало совершенно новому для института виду деятельности - обучению студентов на коммерческой основе. Так стартовала новая программа: обучение иностранных слушателей на краткосрочных курсах русского языка. Нелли Анатольевна здесь была очень ценным работником: она была лучшим грамматистом, непревзойденным в своем деле. На занятия со студентами из Австрии и Америки Нелли Анатольевна приходила одетая с иголочки, в голубоватых или розоватых тонах, с новой стрижкой в ослепительно-белых волосах, в которых не проглядывало ни одного седого волоса. Конечно, все были в нее влюблены, дарили ей коллективные фотографии с подписями всей группы, писали ей неуклюжие стихи на русском языке, которые без слез умиления невозможно читать. В настоящее время кафедру русского языка и связей с общественностью возглавляет Е.К.Николаева. Прежние времена, о которых писала в своих воспоминаниях Нелли Анатольевна, понемногу возвращаются – вот и подготовительный факультет вернулся в Гидромет, как когда-то в 1961! Нелли Анатольевна очень хорошо понимает всю специфику административной работы, поэтому в своих воспоминаниях она с восхищением писала о том, как удается Е.К.Николаевой совмещать в одном лице заведующего кафедрой русского языка, заведующего кафедрой русского языка при подготовительном факультете для иностранцев и заведующего кафедрой связей с общественностью, заведующей секцией английского языка при кафедре связей с общественностью! Кафедра к 75-летию вуза существенно выросла, увеличился объем работы, появились новые учебные направления, наконец, кафедра впервые за все время существования стала выпускающей не только для иностранных студентов подготовительного факультета, но и для русских студентов, обучающихся по специальности «связи с общественностью». Нелли Анатольевна описывала то, как Елена Каировна пришла в наш вуз молоденькой студенткой, стала работать старшим лаборантом на открывающейся вновь под руководством А.Л.Максимовой кафедре русского языка, защитила диссертацию и вернулась на родную кафедру уже кандидатом филологических наук, стала доцентом, потом заведующей кафедрой. За годы руководства Е.К.Николаева смогла не только создать прекрасный коллектив, но и сохранить его в самые трудные в социальном и экономическом отношении годы, а в настоящее время и преумножить. С этой кафедры не увольняются! Да и как же иначе? Нелли Анатольевна говорила, что атмосфера кафедры способствует профессиональному росту: из лаборантов стали преподавателями Н.М.Кокорина, Л.Е.Травина; от ассистента до доцента выросли Е.В.Быкова, В.Д.Денисов, Е.В.Бахмутская, которые теперь работают над докторскими диссертациями. Словом, есть чем гордиться. В самом деле, творческий потенциал кафедры очень высок, поскольку преподаватели работают по самым разнообразным филологическим и социально-гуманитарным направлениям. В университете знают – кафедра под руководством Е.К.Николаевой не подведет: заново организовать учебный процесс на подготовительном факультете – пожалуйста, начать читать новые курсы для русских студентов – пожалуйста, освоить новую специальность, обучить по ней студентов и выпустить их – пожалуйста! Время свито в кольцо: приходят новые студенты, но жива память о тех, кто все создавал с нуля, кто выстоял в годы испытаний, потому что традиции высшей школы, основанные на высочайшей духовной преподавательской культуре, остаются! Н.А. Воронцова Т.Т. Баева Е.В. Быкова |
|||||||||||||||||||||||||
|